Техники комбатан

Арнис является одним из «искусств без искусства». Его техники основаны на двигательных принципах и теориях, а не на застывших формальных движениях и упражнениях. Вместо разучивания формальных комплексов и постепенных пошаговых упражнений для каждого вида оружия, происходит обучение основам естественного движения и применению одних и тех же ударов и защит по отношению к любому направлению, типу и силе атаки. Причем, это справедливо вне зависимости от того, держат ли ученики в руках меч, кинжал, палку или никакого оружия вообще. В дополнение к этому, все техники ведут к бесконечному числу разоружений, бросков и захватов с использованием максимального числа рычагов, какое бы оружие ни было применено. В отличие от всех других боевых искусств, где обучение идет от тренировки без оружия к работе с оружием, особенность филиппинских стилей заключается в том, что обучение начинается с техники владения палками и ножом и лишь впоследствии происходит переход к работе руками и ногами.

В систему филиппинских боевых искусств входят:

СОЛО БАСТОН – бой одной палкой

ДОБЛЕ/ДАЛАВАН БАСТОН – бой двумя палками

ДАГА са ДАГА – ножевой бой

МАНО а МАНО (КАМАО са КАМАО) — рукопашный бой:

ПАНАНТУКАН — техника боя руками

ПАНАНДЖАКМАН — техника боя ногами

ДУМОГ — борьба в стойке и в партере

ДАКОП/КАДЕНА де МАНО – техника болевых замков

ПАНГАМОТ – бой против вооруженного противника

КИИНА-МУТАЙ – техника укусов и щипков

ДУЛО-ДУЛО – использование ладонной палочки

ЛАБО-ЛАБО – использование подручных предметов

АРНИС КАВАЙАН – использование шеста

КЛАССИЧЕСКИЙ АРНИС – бой на традиционном холодном оружии:

ЭСПАДА и ДАГА – техника боя с использованием палки и ножа (меч и кинжал)

БОЛО – использование мачете

БАЛИСОНГ – техника ножа-«бабочки»

ДОС ПУНТОС, ТРЕС ПУНТОС, АБАНИКО ДОБЛАДА и т.д. – традиционные способы боя на холодном оружии и палках

СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ:

САМООБОРОНА

ПОЛИЦЕЙСКИЕ ТЕХНИКИ

ТЕРО ГРАВЕ – техники боя на уничтожение противника

Кроме того, существует большой арсенал оружия – как национального (крис, кампилан и др.), так и заимствованного из других боевых систем (например, тьябанг – аналог окинавских сай). Присутствует и техника боя гибким оружием (либуд ат кадена, паге), наиболее известными являются – табак тойок (филиппинский аналог нунчаку) и йойо (камень на веревке, больше известный в Европе в виде детской игрушки); использование различного вида стрелкового и метательного оружия и многое другое.

Однако, хотя в филиппинских системах чуть ли не больше, чем в каких-либо других, уделяется внимание реальности применяемых действий, что объясняется их историей (многие современные мастера старшего поколения еще застали времена «боев до смерти» между представителями разных школ), в тренировках большое внимание уделяется комплексным движениям и маневрам с использованием возможностей всего тела. Так техника передвижений использует много танцевальных элементов из народных танцев сайау и синалог. Сформировался даже особый стиль ведения боя, известный как эсило де салон, построенный на быстрых и непредсказуемых танцевальных шагах. Схемы передвижений, единые для большинства школ арнис, тесно связаны и с сакральными символами, главными из которых являются треугольник и круг. Треугольник, маневрирование по сторонам которого является базовым техническим элементом, символизирует единство трех основных народов (равнинных прибрежных, горных и моро), образующих филиппинскую нацию, и три главных религиозных учения Филиппин – христианство, ислам и анимизм. Круг, описывающий треугольник, является аналогом китайских понятий об инь и ян, о единстве и взаимопревращении противоположностей. Он символически отображает связь конечного и бесконечного, линии и круга, физического мира и духовного, меняющегося и постоянного. Несмотря на наличие подобных философских обобщений, в филиппинских боевых искусствах нет такого мощного пласта психотренинга, который внесли в другие боевые искусства буддизм и даосизм. Большинство психотехник Арнис направлено на единственную задачу: выработку состояния готовности и контроля ситуации непосредственно перед боем и для боя. Некоторые мастера арнис верят в существование магической силы антинг–антинг, дающей великую силу. Такой боец может, например, легко вгонять голой рукой гвозди в толстую деревянную доску по самую шляпку и так же легко вытаскивать их обратно.